"Ломоносов". Литература. 10-11 классы. Отборочный этап (1 тур)
Олимпиада школьников «Ломоносов»
по литературе
2016-2017 уч. года
Отборочный этап
Задания 10-11 классы
Тур 1
Вариант первый
Задание 1
(регистрационное)
Владимир Ленский – персонаж:
поэмы «Мцыри»
рассказа «Студент»
стихотворения «Железная дорога»
романа в стихах «Евгений Онегин»
Задание 2
В каких стихотворениях, написанных в России в XIX веке, лирический герой переживает свою отверженность от мира? Приведите 3-4 примера, обоснуйте свой выбор, сопоставьте выбранные Вами произведения.
Задание 3
Напишите эссе на одну из следующих тем:
1. Мотивы бунта и порядка в «Медном всаднике» и «Борисе Годунове» А.С. Пушкина.
2. Функции и значение образа Лебезятникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Художественные тропы в поэзии Б.Л. Пастернака.
Вариант второй
Задание 1
(регистрационное)
Александр Сергеевич Пушкин родился:
в Москве
в Петербурге
в Болдине
в Михайловском
Задание 2
В каких стихотворениях, написанных в России в XIX и XX веке, лирический герой сожалеет об ушедшей молодости? Приведите 3-4 примера, обоснуйте свой выбор, сопоставьте выбранные Вами произведения.
Задание 3
Напишите эссе на одну из следующих тем:
1. Образы земли и неба в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
2. Роль художественной детали в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Мотивы верности и предательства в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».
Вариант третий
Задание 1
(регистрационное)
Действие комедии «Горе от ума» происходит:
в Казани
в Петербурге
в Париже
в другом городе
Задание 2
В каких стихотворениях, написанных в России в XIX веке, лирический герой выражает желание жить вопреки тяжелым обстоятельствам? Приведите 3-4 примера, обоснуйте свой выбор, сопоставьте выбранные Вами произведения.
Задание 3
Напишите эссе на одну из трех тем:
1. Мотив безумия в «Медном всаднике» и «Борисе Годунове» А.С. Пушкина.
2. Своеобразие сюжета и конфликта «Сказа о тульском косом левше и стальной блохе» Н.С. Лескова.
3. Идея подлинной и ложной красоты в поэзии Н.А. Заболоцкого.
Общие требования к заданию 1
1. От участника требуется выбрать тот ответ на вопрос, который он считает правильным.
Общие требования к заданию 2
1. Выбранные стихотворения должны содержать указанный в вопросе мотив. При этом допускается как узкое, так и расширительное его понимание (при условии, что автор обоснует правомерность расширенного его понимания).
2. Необходимо обосновать выбор произведений, имея в виду не только присутствие в них обозначенного в вопросе мотива, но и степень их репрезентативности.
3. Необходимо сопоставить выбранные произведения, выявляя в них черты как сходства, так и различия.
4. Ответ на вопрос должен быть дан правильным русским языком, свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, чрезмерно бытовой и разговорной лексики.
5. Автор должен писать грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.
Общие требования к заданию 3
1. Тема должна быть понята верно, все слова (не только имя автора и название его произведений, но и термины и понятия), употребленные в названии, должны быть осмыслены и использованы в работе при анализе произведений и построения аргументации. Уклонения от темы, использование произведений, не обозначенных в названии, допустимо только в том случае, если они позволяют лучше раскрыть анализируемые произведения, глубже раскрыть выбранную тему.
2. Тема должна быть раскрыта на максимальном количестве материала. Если идет речь о лирике, то желательно использовать все лирические произведения, относящиеся к теме, должны быть проанализированы. Тема также должна быть раскрыта в как можно большем количестве аспектов.
3. Автор должен проявить знание текстов, не делать фактических ошибок (в названиях, цитатах, датах создания произведений, описании исторического контекста, в котором произведения создавались). Рассуждение должно быть построено логично и последовательно. Всякое суждение должно подтверждаться примерами из текста.
4. Эссе должно быть написано правильным русским языком, быть свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, чрезмерно бытовой и разговорной лексики.
5. Эссе должно быть написано грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.
Пояснения к отдельным заданиям
Задание 1
Владимир Ленский – персонаж:
поэмы «Мцыри»
рассказа «Студент»
стихотворения «Железная дорога»
романа в стихах «Евгений Онегин»
Правильный ответ: романа в стихах «Евгений Онегин»
Александр Сергеевич Пушкин родился:
в Москве
в Петербурге
в Болдине
в Михайловском
Правильный ответ: в Москве
Действие комедии «Горе от ума» происходит:
в Казани
в Петербурге
в Париже
в другом городе
Правильный ответ: в Москве
Задание 2
В каких стихотворениях, написанных в России в XIX веке, лирический герой переживает свою отверженность от мира? Приведите 3-4 примера, обоснуйте свой выбор, сопоставьте выбранные Вами произведения.
Пояснение. Примеры стихотворений: «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова, «Погасло дневное светило…» А.С. Пушкина, «О чем ты воешь, ветр ночной?..» Ф.И. Тютчева, «Элегия» Н.А. Некрасова. Допускается выбор других произведений при условии, выявления в них данного переживания и пояснения того, от какого мира (народного, человеческого в целом, мироздания в целом и т.д.) и по каким причинам (внутренним и внешним) лирический герой отторгнут.
В каких стихотворениях, написанных в России в XIX и XX веке, лирический герой сожалеет об ушедшей молодости? Приведите 3-4 примера, обоснуйте свой выбор, сопоставьте выбранные Вами произведения.
Пояснение. Примеры стихотворений: «Вечер» В.А. Жуковского, «Как часто, пестрою толпою окружен…» М.Ю. Лермонтова, «О доблестях, о подвигах, о славе…» А.А. Блока, «Не жалею, не зову, не плачу…» С.А. Есенина. Участник может выбрать другие стихотворения, в которых представлено сожаление героя об ушедшей молодости, сопоставив причины, по которым молодость дорога лирическому герою каждого из стихотворений, описав, что принесла им ее утрата.
В каких стихотворениях, написанных в России в XIX веке, лирический герой выражает желание жить вопреки тяжелым обстоятельствам? Приведите 3-4 примера, обоснуйте свой выбор, сопоставьте выбранные Вами произведения.
Пояснение. Примеры стихотворений: «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…» А.С. Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю. Лермонтова, «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А.А. Фета, «Два голоса» Ф.И. Тютчева. Участник может выбрать другие стихотворения, в которых представлено желание жить вопреки трудностям, сопоставив сами эти трудности и те причины, по которым лирический герой каждого из стихотворений сохраняет волю к жизни.
Задание 3
1. Мотивы бунта и порядка в «Медном всаднике» и «Борисе Годунове» А.С. Пушкина.
Пояснение. Порядок и бунт – центральная антитеза в пушкинских произведениях, вынесенных в название эссе. Порядок ассоциируется с покоем, благополучием, творчеством, красотой и гармонией. Одновременно порядок – это то, что подавляет все, что ему противоречит. Бунт – воплощение хаоса, разрушения, угрозы существованию человеческого мира и одновременно способ борьбы с неправедной властью, возможность заявления личностью своих прав и отстаивания своего достоинства.
2. Функции и значение образа Лебезятникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Пояснение. Этот второстепенный персонаж играет важную роль в романе. Он воплощает тип поверхностного человека, доброго сердцем, принимающего ложные идеи, которые он не может толком понять. Фигура Лебезятникова позволяет увидеть другими глазами Раскольникова и его теорию, в карикатурном виде повторяет присущее главному герою романа противоречие между «натурой» и идеями (сострадательный человек, способный «прибить» несчастную женщину, потому что, согласно его взглядам, мужчины и женщины равны).
3. Художественные тропы в поэзии Б.Л. Пастернака.
Пояснение. Насыщенность поэзии Пастернака тропами. Среди них преобладают метафоры и особенно значимые для него метонимии. Тропы позволяют поэту выразить ощущение полноты жизни, связи всего в мире. Они же передают чувство вечной новизны мира, неповторимости каждого проживаемого лирическим героем мгновения. Тропы одновременно позволяют отразить трагизм человеческого существования.
4. Образы земли и неба в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».
Пояснение. Земля и небо – одна из центральных антитез в поэме Лермонтова. Земля – мир человека с его страстями, стремлениями и страданиями, отмеченный красотой, воплощаемой грузинскими пейзажами. Небо представляет собой образ безмятежности и покоя. Оно же становится и полем битвы между Ангелом и Демоном за человеческую душу.
5. Роль художественной детали в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Пояснение. В сказках Салтыкова-Щедрина присутствуют все виды художественных деталей: предметные, портретные, пейзажные. Они позволяют создать сатирические образы, насыщенные социальным и философским смыслом. Специфические детали придают персонажам сказок и происходящим в сказках событиям гротескные черты. Многие детали сообщают высказываниям автора иронический характер.
6. Мотивы верности и предательства в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».
Пояснение. Мотивы верности и предательства пронизывают булгаковскую пьесу. Верность в любовных отношениях, верность присяге, офицерскому долгу, верность убеждениям, верность своем жизненному предназначению в целом являются положительными качествами в «Днях Турбиных». При этом в пьесе показан и трудный выбор между следованием присяге и долгом перед теми людьми, за которых человек несет ответственность перед своей совестью. Следование присяге может оказаться предательством человеческого долга.
7. Мотив безумия в «Медном всаднике» и «Борисе Годунове» А.С. Пушкина.
Пояснение. Мотив безумия – один из важнейших в данных произведениях Пушкина. Безумие выступает как воплощение хаоса, беспорядка, враждебного разуму и гармонии. Безумие показывается как болезненное и мучительное состояние духа. Безумие ассоциируется с бунтом, может символизировать прозрение сути вещей и подлинных причин событий. Безумие становится наказанием за бунт и за преступления.
8. Своеобразие сюжета и конфликта «Сказа о тульском косом левше и стальной блохе» Н.С. Лескова.
Пояснение. Центральный конфликт в лесковском произведении – соперничество между Россией и Европой, начиная от наполеоновских войн и заканчивая Восточной войной. Эпизод с подкованной блохой – один из этапов этого вечного соперничества. Сюжет, содержащий элементы фантастики и имеющий, на первый взгляд, анекдотический, курьезный характер, позволяет выразить глубокие мысли о русском национальном характере и истории России.
9. Идея подлинной и ложной красоты в поэзии Н.А. Заболоцкого.
Пояснение. Размышления о подлинной и ложной красоте составляют одну из важнейших сторон содержания поэзии Заболоцкого. Поэт противопоставляет красоту внешнюю и внутреннюю, сопоставляет красоту рукотворную с красотой «естественной». Во многих лирических произведениях Заболоцкий противопоставляет красоту природы, преобразованной человеком и красоте «дикой» природы.
Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let